"Тёмный лес" - лафанский журнал. Выходит с 1969-го года на Николиной Горе или в Моск- ве тиражом 4-16 экз. Данный номер посвящён лафанским литературным и другим событиям 1999-го года, а также некоторым событиям 1998-го года, которые "не попали" в предыду- щий номер журнала. —————————————————————————————————————— 1. В 1998 г. в МГУ тиражом 200 экз. опуб- ликована книга тёплых и мягких стихов Ксении Авиловой "Подснежники". Стихи этого автора ранее публиковались в "Тёмном лесе". 2. Илья Миклашевский в 1998-ом году дваж- ды побывал на Кавказе и в начале прошедшего года привёз оттуда две объёмные тетради сти- хов Леонида Орищенко, то есть, по всей веро- ятности, почти всё из написанного им. Видно, как от стихотворения к стихотворению растёт мастерство автора, и вершина творчества - рубайят. Эти тетради позволили в начале 1999-го года опубликовать в Лафании тиражом в 4 экземпляра сборник избранных стихотворе- ний. Отбирал, правда, не автор, а издатель (Ю.Н.). 28 мая 1999 г. И.М., кроме того, разместил эту подборку стихов ("Рубайат Лео- нида Орищенко") в интернете в Библиотеке Максима Мошкова. Адрес Библиотеки - www.lib.ru Адрес стихов - www.lib.ru/zhurnal/orishenko.txt 3. В тот же день в Библиотеке Максима Мошкова был размещён "Рубайат" Ильи Микла- шевского. Это текст ранее опубликованного одноимённого сборника рубаи, но целиком и без многочисленных редакторских искажений. Именно этот текст передавался в своё время в издательство. Адрес стихов - www.lib.ru/zhurnal/miklashewskj.txt 4. Галина Дицман в конце 1998-го года за- писала на студии несколько десятков песен. С Ю.Н. можно договориться о копировании кассе- ты. Примите к сведению... 5. В марте 1999 г. Юрий Насимович закон- чил работу над научно-популярной книгой "Но- вое о Солнечной системе". Книга существует в виде компьютерного файла, а также в одном экземпляре на бумаге (115 стр.). Представлен обзор нескольких сотен научных и научно-по- пулярных статей о больших и малых планетах Солнечной системы, их спутниках, кометах и т.п. телах. Детально описаны результаты не- давних полётов американских аппаратов к Мар- су, Юпитеру и другим небесным телам. 13-го и 27-го марта был прочитан двухдневный доклад на эту тему на квартире у Ильи Миклашевско- го. 6. В мае 1999 г. Юрием Насимовичем был подготовлен компьютерный вариант книги о грибах "Мы отправились в поход повидать грибной народ". Это детский определитель грибов в стихах. Кроме того, имеются чёр- но-белые рисунки грибов для ксерокопирова- ния. 87 стихотворений и примерно столько же рисунков. 7. В июле 1999 г. тем же автором подго- товлена аналогичная "Книга о кустах": 124 стихотворения и примерно столько же рисун- ков. Возможно тиражирование на ксероксе. 8. Летом 1999 г. в виде компьютерного файла появились также избранные стихи Ольги Таллер (68 стихотворений и в том числе 8 по- эм). Произведения отобраны автором. 9. В сентябре 1999 г. был набран на компьютере и распечатан в нескольких экземп- лярах сборник избранных стихотворений Анато- лия Переслегина. Отбор осуществили Ю.Н. и Галина Дицман. 10. С октября 1999 г. в виде файла стала существовать также шуточная поэма Ю.Н. "Зво- нок", написанная им в школьные годы. 11. 30 октября 1999 г. случилось траги- ческое событие - был  2убит Евгений Кенеман 0. Его стихи неоднократно появлялись на страни- цах "Тёмного леса". Предпринимаются попытки опубликовать стихи Кенемана большим тиражом. Лучшие вещи уже набраны на компьютере (67 небольших стихотворений, поэма "Кляксы Рор- шаха" и фрагменты поэмы "Стеклянный дым"). 12. 28 ноября и 19 декабря 1999 г. на квартире у Ю.Н. состоялась демонстрация кол- лекции окаменелостей и других остатков и следов ископаемых организмов каменноугольно- го и юрского морей. Был прочитан соответс- твующий доклад. Коллекция собрана в Зеленог- раде вблизи Москвы и будет передана в Зеле- ноградский краеведческий музей. Статья М.Б.Ефимова и Ю.А.Насимовича "Развитие орга- нического мира на примере территории Зеле- нограда и его окрестностей" депонирована в ВИНИТИ, а также передана в библиотеку 157 в Зеленограде, где уже хранятся 5 краеведчес- ких статей о природе Зеленограда, написанных с участием Ю.Н. В Зеленограде Ю.Н. было про- читано несколько публичных лекций о природе города и окрестностей. Информация о краевед- ческих статьях передана руководителям нату- ралистических и т.п. кружков в городе. Соци- альный эксперимент по преодолению пропасти между "лафанствующими учёными мужами" и "простыми смертными" продолжается. ИЗ НОВЫХ ПЕСЕН ГАЛИНЫ ДИЦМАН ———————————————————————————————————————————— *** Я по городу шла на холодном ветру и казалась себе силуэтом, нарисованным на фасаде зданий кем-то по трафарету. Кто-то наспех перед сдачей проекта закрашивал краской меня, не закрасив то место, где была душа до вчерашнего дня. Я по городу шла на промозглом ветру и казалась себе только тенью, нарисованной на генплане по случайному совпаденью. Кто-то наспех перед сдачей проекта стирает с листа карандаш и сотрёт мою тень - а взамен ничего не возмёшь, не отдашь... Рукавами каналов мотала Нева и шарфами бульваров замоталась Москва, ветер воет в груди... И как пыль на ветру улетают слова, так свободна от мыслей моя голова, хоть в атаку иди... Я внезапно себе отдала отчёт в том, что начат обратный отсчёт. ........................ Всё менялось вокруг - плоскостной Петербург разломился в крутой перспективе, нарисованной на столетья - и от этого чуточку лживой... Кто-то наспех в этом трёхмерном пространстве пришпилил четвёртую ось, и на этой оси ни следа, ни тени моей не нашлось... Я была здесь никто, никогда и нигде... Кто любил - те меня позабыли. Ни следа на земле - только блик на воде, только часть галактической пыли. Кто-то наспех перед сдачей проекта смахнёт эту пыль с чертежа, и сотрёт даже место, где моя располагалась душа... Под ногами к заливу стремилась Нева и хватала за хвост задремавшего льва - он не слышал, он спал! И шемякинский сфинкс цвета "мокрый асфальт" по-английски шептал сквозь щербатый оскал - ничего он не знал! Он не знал потому, что молод ещё, но он слышал обратный отсчёт! Я была или нет? Выручай, старый друг, посади в свой раздолбанный "опель", расскажи по дороге - ты знаешь ответ: как ты жизнь не угробил, не пропил? Отвечал старый друг, нажимая на газ: "Не гони, не сходи ты с ума, если есть для кого - ну, а всё остальное ты знаешь сама..." И всё встало на место - Нева и мосты, и косые дожди над заливом... Я бросаю монетку - и, значит, вернусь, и запомню, покуда мы живы: я не тень и не пыль на великом холсте - я его небольшая деталь, мне приказано быть - а когда-то, быть может, прикажут летать... То ли дождь белокрылый по крышам течёт, то ли белая ночь белым посохом бьёт по проспектам пустым... В белый колокол неба ударит восход, и уже очевидно - здесь выживет тот, только тот, кто любим! Эта белая ночь мне пойдёт в зачёт там, где начат обратный отсчёт. 1998 СТИХИ ЛЕОНИДА ОРИЩЕНКО ————————————————————————————————————————————— Поменяли сегодня разбойники лик: ни бород, ни ножей, ни кровавых улик; психиатры, торговцы, юристы... О, боже! Разве всех их вот так перечислишь за миг? Постоянные читатели "Тёмного леса" могут помнить эти стихи. Они уже публиковались в журнале вместе с другими такими же восточны- ми четверостишиями, которые называются ру- баи. В данном номере мы помещаем другую под- борку из "Рубайята" Леонида Орищенко, жителя Кисловодска. Стихи отобраны Ю.Н. При отборе учитывалось только формальное совершенство стихотворения, а не его содержание. РУБАИ Упрекнул я любимую: "Ты не права!" Даром с рук нам не сходят такие слова: оказался я тут же "лжецом и фигляром" - согрешает язык, а болит голова! Не докажешь, мудрец, никогда, что есть Бог. Ты от мира к нему проследить путь не смог. Теоремы забрось, в Аксиому уверуй: лишь тогда переступишь высокий порог! В тридцать лет я лишился остатков ума. В сорок лет вместо денег - пустая сума. Безусловно, права ты, моя дорогая, - чем такого любить, так уж лучше - чума! Не вредит мужу умному даже вино, но несчастья глупца умножает оно! Избегай, неразумный, хмельных возлияний, а не то - утонуть в них тебе суждено! Предлагала мне девка за деньги любовь. Молодая совсем, с молоком её кровь... Ты не знаешь, красавица, чем ты торгуешь, - продаёшь, бог весть, что... А я деньги готовь? Алкоголик в бедламе Хайяма читал. Рубаи о вине он в тетрадь записал, - оправдать свою страсть вознамерился этим, будто братья - мудрец и бездонный бокал! Кто насильно из сердца любовь вырывал, тот потом уж её и в глаза не видал. Так карает всевышний безумца за дерзость - не гаси же огня, что не ты возжигал! О, любовь! Ты, как золото, ныне в цене. Бескорыстны в любви, разве, дуры одне. Бедняки! Я совет вам даю драгоценный: с нищей духом сгорайте в священном огне! Что такое любовь? Я даю вам ответ: Осторожнее с ней, это мнимый предмет! Лишь протянешь к нему свои руку и сердце, и останешься с носом - предмета уж нет! Мне частенько глаза застилает туман: там, где истину ждал, обнаружил обман. У Всевышнего я попрошу одного лишь: Подари мне от этой беды талисман! Каждый раз, полюбив, я надеюсь на клад, а откроешь сундук - мертвечина, да смрад! От него мне пора бы уже задохнуться, - вместо этого - новой надежде я рад... Прочитав на досуге мои рубаи, с психиатром, читатель, меня рассуди: с детских лет он считает меня сумасшедшим, я считаю его - Вельзевулу сродни! У меня есть знакомый - он вечный жених, Казанова какой-то, хронический псих. В легионе невест вечно ищет он нечто, будто нечто запрятал создатель средь них! Кто поверит, что отроду мне - сорок лет? Лоб в морщинах и волос давно уже сед; дух-страдалец во мне, право, мира древнее... Боже, кто я, зачем я? Ты дашь мне ответ? Для чего существует на свете закон? Что в нём пользы для нас, если фикция он? Кто в пустыне от зноя захочет укрыться, не спасётся в тени саксауловых крон! Претерпел от чиновников много я бед, лишь с чумою от них впору сравнивать вред. Кто же первым на свете тобою был создан - человек иль чиновник? Дай, Боже, ответ! Я с презрением плюнул на весь белый свет - в нём ни смысла, ни правды давно уже нет. Попытался я как-то до них доискаться, но нашёл вместо них для себя только вред. Муж - почтенный рантье. Проститутка - жена. Весь достаток в семье созидает она. Да, супруг-сутенёр, ешь ты хлеб недешёвый, - высока баснословно такая цена! Говорила девица всерьёз как-то мне о любви, о замужестве и о семье: От богатства мужей мои чувства зависят! Чем богаче супруг, тем любезней жене. Был отозван не раз я из мира сего, много люди со мной сотворяли всего. Но упорно творец шлёт меня восвояси: не пробил, видно, час мой ещё у него! Сватовство стало ныне уделом газет. Женихов и невест в них словесный портрет отпечатан петитом под шифром условным... Деловитое счастье, любовь да совет! Чьё начало в народе - основа основ? Это люди иль стадо покорных ослов? Очевидно, что к истине ближе второе - управляют ведь нами посредством кнутов! Полюбил я однажды и чуть не пропал: мать люблю - дочь ревнует, и в доме кагал! Хоть спартанок не триста, а только лишь двое, вспомнив Ксеркса, я поле сражения сдал! Говорила спартанка: "С щитом, на щите..." Я, во-первых, не грек. Во-вторых, дни не те. Не куют для мужчин теперь бранных доспехов, да и враг днесь искусен в одном - клевете! Предпочти одиночество дружбе пустой, лучше бедно живи, но простись с суетой, честь и совесть свои береги пуще ока и познаешь ты Бога и век золотой. Вместо счастья я муки в любви находил, - оттого, что, глупец, умных женщин любил. Женский ум мне казался достоинством крупным... Несомненно сам дьявол мне это внушил! Преступлений в стране совершается тьма. Мне сказали вчера, что меня ждёт тюрьма. Оказалось, считают, что часть преступлений там и сям сделал я в помраченьи ума! Аппарат милицейский мне льстит иногда: дел, приписанных мне, в нём хватает всегда! Но проходит со временем слава земная... Он забудет меня. Я его - никогда! Мне бы нужно бежать, но не знаю - куда. Государственный сыск был надёжен всегда! Впрочем, есть два местечка - могила с тюрьмою. Не откажут в приюте они никогда! Женский зад на меня вновь с экрана глядит... Знатокам из жюри оценить предстоит все нюансы атуров участниц прелестных... Телешоу, в котором Стяжатель царит! Даже лучшие люди на свете - суть прах; так считает Пророк, - стало быть, и Аллах! Правоверные, где отыскать нам критерий, путеводную нить в наших грязных делах? Как ни хочется быть для любимой одним, мы напрасно любимой об этом твердим! Для неё одинаковы все мы, поверьте, и в обратном мы вряд ли её убедим. Говорят англичане, что крепость - их дом. Ну а мы, вот, живём в государстве ином: увезли меня в крепость из отчего дома, продержали семь дней ни за что под замком. Есть у нас три убежища, думаю я: вера в Бога, достоинство наше, семья. Кто теряет что-либо из этой триады, познаёт в совершенстве кошмар бытия! В саклях горцев гостить мне случалось не раз. "Гость - от Бога," - считает суровый Кавказ. Мир велик, аксакалы, и есть в нём жилища, где шайтана встречают радушней, чем нас! Трудно мысль мне затиснуть в четыре строки, лучше в поле колхозном полоть сорняки. Там простят, если вырвешь не то иль оставишь,- не чета тем полям, где взрастают стихи! Демиургу для творчества нужен досуг, даже Бог сотворил всё на свете не вдруг - отдыхал до и после своей шестидневки, не вступая в сует заколдованный круг. У любимой моей есть художница-дочь, ненавидит меня во всю юную мощь! И повадилась дева ломать мои вещи... Вандализм и эстетам способен помочь. Если счастье сменяется горем, друзья, в пустоте торричеллевой жить мне нельзя. Я тогда, умирая на время для жизни, в преисподней стихов оживляю себя... Три строки в рубаях для меня - ерунда, но четвёртая - стоит большого труда! Так и в жизни: легко ты её начинаешь, но закончить достойно - труднее всегда! Дятлом часто мне голову долбит жена. Не закончив дупла, не отстанет она. Зная это, я, гневом-смолой заплывая, остаюсь бессловесным, молчу, как сосна! Говорящий - не знает, кто сведущ - молчит. Если ссора в семье, я смотрю: кто кричит? В большинстве подавляющем это дуэты - ведь мудрец в браке редко, увы, состоит... Вот мой ровный костыль. Сунул в воду - кривой! Несомненно, что в ней он такой же прямой. Не живу я одной лишь иллюзией чувства. Без ума и без опыта зрячий - слепой! Настоящий поэт пишет кровью стихи. Не чужой, но своей. Бог прощает грехи летописцев своих, истекающих кровью, - ведь при жизни прошли они ада круги! Целина может раз баснословно родить, урожаев таких впредь нельзя получить. Вот и сердце однажды лишь счастье нам дарит и затем, надорвавшись, не может любить. Душу, люди, держите всегда на замке, не давайте залезть в неё грязной руке, дайте лучше пошарить ей в вашем кармане, - чёрт ли в нём, этом бренном дрянном кошельке! В переводе с латинского "партия" - "часть", но довольно её, чтоб народу пропасть! С единицей и частью что хочешь проделай и увидишь дробей абсолютную власть! В небе бархатном звёзды-алмазы горят. Ты, чей Разум венчает волшебный наряд! Одари хоть одною звездой путеводной тех, что в мраке безумия путь свой торят! *** О, каторжанин молодой, зачем тюрьмы ночной покой унылой песней ты тревожишь? Забыть, наверное, не можешь теперь своих минувших дней... Свобода? Ты грустишь о ней? Да полно, - был ли ты свободен? Ты не настолько благороден, чтоб пить вино из чаши сей! Молчи и не буди людей, в тюрьме живущих с малолетства, - один лишь сон им снится с детства, что зазевался их конвой, да промахнулся часовой... Не отнимай минут блаженства седых товарищей моих напевом, чуждым совершенства и погремушкой слов пустых! 12 октября 1987 г. Кисловодск БЫЛЬ Дорогой, любимой, единственной Маёшке с того света На Руси святой жил крещёный люд. Он чинил разбой и неправый суд. Вешал и рубил, и пытал, и жёг... Много душ сгубил, - одного не мог: духом нищих бить. Даже Ирод-царь оставлял их жить, обличавших встарь. Только зверь и гнус не жалели их. Да за тот искус ведь не спросишь с них! ... Утекли века. Пусты паперти. Гаражи, дома, сердца заперты. На Руси теперь Перестройки новь - в ней не гнус, не зверь пьют убогих кровь: Сумасшедших бьёт, нищих и сирот, о любви поёт демократ-народ! Он блаженных бьёт смертным боем, так, что невольно льёт слёзы даже враг. Журавлям любви он особо рад - из ружья по ним лупит из засад. ... Вот и я летел осенью на юг. Выстрел прогремел подо мною вдруг. Север далеко, Юга не достиг... В смерти миг легко смысл любви постиг. 9 ноября 1987 г. Кисловодск УЧИТЕЛЬ СКАЗАЛ... (ИЗ КОНФУЦИЯ) ———————————————————————————————————————————— Созидать - и не обладать, трудиться - и не искать выгоды, добиться цели - и не гордиться. Лао-цзы В 1998 г. из печати вышла книга "Конфу- ций. Я верю в древность" (М.: ТЕРРА - Книж- ный Клуб; Республика, 1998. 384 с. Составле- ние, перевод и комментарии И.И.Семененко). Книга содержит полный литературный перевод на русский язык "Изречений" китайского мыс- лителя Конфуция, жившего с 551 по 479 года до нашей эры, самую полную биографию филосо- фа, написанную основоположником китайской историографии Сыма Цянем (II-I в. до н.э.), а также отклики на это учение Вольтера, Толстого и других представителей западной культуры, которые считали Конфуция своим учителем. Конфуций был гармоничным и разносторонним человеком, а не только странствующим учите- лем-моралистом, который время от времени привлекался к управлению страной тем или иным правителем раздробленного на мелкие княжества Китая. Он создал первую в Китае общественную школу, владел музыкальными инс- трументами, хорошо пел, знал сотни песен и традиции своего народа, учил ритуалам и му- зыке, в последние годы жизни составил "Ком- ментарии к Преданиям" и "Записи о ритуале". Ему приписывается, к примеру, следующее выс- казывание: "Детки! Почему никто из вас не учит Песни? Песни могут воздействовать вну- шением. В них можно отыскать наглядные при- меры, они учат общительности, помогают выра- зить негодование, способствуют вблизи служе- нию родителям, а в отдалении - государю. Из них узнаете много названий птиц, зверей, де- ревьев, трав." До 50 лет Конфуций не участвовал в госу- дарственной деятельности из протеста против безнравственности верхов, в период от 50 до 56 лет принимал участие в управлении кня- жеством Лу, с 56 до 70 лет скитался по Китаю вместе со своими многочисленными учениками, с 70 до 73 лет жил осёдло в Лу, где была его школа. По-китайски этого человека звали Кун Цю, где Кун - фамилия, а Цю - имя. Привычное ев- ропейцу имя Конфуций (или Кунцзы) происходит от латинской транскрипции китайского слово- сочетания 1 Кун фуцзы 0, что означает "учитель Кун". Предшественником Конфуция можно считать философа-отшельника Лао-цзы, жившего в 6-5 веках до н.э. В конфуцианстве соединяются близость к правде отшельников и стремление осуществить её среди людей, не покидая чело- веческого общества (отшельник в гуще толпы). Завершить рассказ о первоучителе можно цита- той из труда "Старинный род Конфуция", автор которого - Сыма Цянь: "Я читал книги Конфу- ция, и захотелось мне узнать, каким он был человеком. Поехав в Лу, увидел храм Конфу- ция, его жильё, повозку, платье и предметы ритуала; учёные в положенное время обучались ритуалу в его доме. Я задержался там в раз- думье, не в силах уйти. Царей, как и людей достойных, в Поднебесной было много, они при жизни процветали, а умерли - и канули. Имя же Конфуция, простолюдина, уж более чем де- сять поколений на устах." Ниже приводятся цитаты из книги "Луньюй" ("Изречения"). Это сборник изречений самого Конфуция и некоторых его учеников. Изречения собраны и записаны другими людьми. Большинс- тво фрагментов начинаются со слов "Учитель сказал", которые в данном случае опущены. Ю.Н. ——————————————————————————————————————— Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица. Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей. Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения. Если возвысить и поставить честных над бесчестными, то народ придёт к покорности. Если возвысить бесчестных, ставя их над честными, то народ не покорится. Прекрасно там, где человечность. Как мо- жет умный человек, имея выбор, в её краях не поселиться? Благородный муж стремится говорить безыс- кусно, а действовать искусно. Незыблемая середина - это добродетель на- ивысшая из всех, но давно уже редка среди людей. Разве посмею я претендовать на то, что обладаю высшей мудростью и человечностью? Но я стремлюсь к ним ненасытно, учу других без устали, вот это лишь и можно обо мне ска- зать. Народ можно принудить к послушанию, его нельзя принудить к знанию. Страна в опасности - её не посещай, в стране мятеж - там не живи. Когда под Небе- сами следуют пути, будь на виду, а нет пути - скрывайся. Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение. Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправ- лять других? Благородные мужи при разногласии находят- ся в гармонии; у малых же людей гармонии не может быть и при согласии. Не достоен быть учёным тот, кто думает о сытой и спокойной жизни. В древности учились ради улучшения себя, ныне учатся, чтобы понравиться другим. Не печалься, что тебя никто не знает, а печалься о своём несовершенстве. Плати за зло по справедливости, а за доб- ро плати добром. Он шёл служить, когда в стране был путь, и мог скрывать способности, когда в ней не было пути. Мужи высоких помыслов и те, кто полны че- ловечности, не согласятся ради сохранения своей жизни нанести вред человечности, но могут лишь пожертвовать собой, чтобы до кон- ца быть человечными. Когда не ведают далёких дум, то не избег- нут близких огорчений. Благородный муж взыскателен к себе, малый человек взыскателен к другим. Лишь та - ошибка, что не исправляется. Не уступай возможности быть человечным даже своему наставнику. Когда пути не одинаковы, не составляют вместе планов. Никогда не изменяются только высшая муд- рость и самая большая глупость. Трудно, когда не находят применения свое- му сердцу, проводя все дни в чревоугодии! Разве нет такой игры, как шашки? Уж лучше играть в них, чем ничего не делать! Трудней всего общаться с женщиной и малым человеком. Приблизишь их к себе - и станут дерзкими, а удалишь - озлобятся. Нет будущего у того, кто вызывает непри- язнь к себе в сорокалетнем возрасте. - Как служить государю? - Не лги и не давай ему покоя. у ч е н и к и К о н ф у ц и я Цзыгун: Я не хочу делать другим то, чего я не хо- чу, чтобы другие делали мне. Цзэн: Умелому советоваться с неумелым, талант- ливому спрашивать у бесталанного, иметь, но делать вид, что не имеешь, пустым казаться, когда полон, и оставлять обиду без ответа... Цзыся: Ошибаясь, малый человек всегда находит оправдание. Цзыся: Благородный муж, не обретя доверия прос- тых людей, не заставляет их трудиться, иначе они примут его за насильника... Из воспоминаний: Учитель удил рыбу, но не пользовался сетью, охотясь с привязной стрелой, не бил сидящих птиц. Цитаты отобраны для "Тёмного леса" Ю.Н. СТИХИ ЕВГЕНИЯ КЕНЕМАНА ———————————————————————————————————————————— В конце октября не стало Евгения Кенема- на, одного из постоянных авторов "Тёмного леса". Остались опубликованные в советской печати фантастические и юмористические расс- казы, а также огромное неопубликованное или опубликованное только в Лафании творческое наследие: сотни коротких стихотворений, три объёмные поэмы, повесть, пьеса. Остались его музыка и его картины. Остались также невыясненные обстоятельст- ва убийства этого человека. Шёл по улице, остановлен патрульной машиной милиции. Даль- ше что-то произошло. Через несколько часов оказался дома и через сутки после операции скончался в больнице. В диагнозе фигурирова- ла "тупая травма живота". *** Случайна жизнь, случайна. Случайна смерть. "Как всё это печально - жить и умереть." Случаен взгляд, случаен. Случаен миг. И вздох свой источая, случайны мы. Как у дороги камень, случаен я... Но нет во мне ни капли отчаянья! ... и только не случайна, вижу, сама Случайность. 1976 ПРИШЕЛЬЦЫ Уподобясь облаку иль духу злому, словно спичкой о стекло, мы скользнём по небосклону непонятным НЛО. Будет шелестеть лучами утро. Будет. Но пожав плечами озадаченные люди нас проводят взглядом хмурым. Преодолевая тяготенье тяжело как воды Стикса, растворяясь в небе белой тенью, мы уйдём в другое измеренье, не успев ни с кем проститься. 1978 *** Себе я памятника воздвигать не стану, к нему не зарастёт народная тропа, не будет он стоять на сквере истуканом, не будет на него глазеть толпа. И долго буду тем любезен я народу... 1976 *** Чужая душа? Иногда мне кажется: хорошо - ещё бы! - что наши души похожи на пучок джунглей. А кто-то сидит в этой чащобе, запуганный собственной жутью, и вздрагивает всякий раз, когда кричат попугаи... Бесстрашным и честным быть каждый горазд лишь в пьяном угаре. Вокруг всё выжжено полднем, а здесь прохлада, тень, скользят змеи... Хорошо. Сладкий ужас. Грозди трупов. Финики. Бананы. Лианы лжи. Войти в твою душу никто не посмеет! Сиди один и дрожи... ПРОЩАЛЬНОЕ Остаться одному, совсем одному... Тёплая прокуренная трубка в ладони. Синий потолок в сияющем дыму становится всё глубже и бездоннее. Остаться одному, совсем одному... Притягивается облако к ладони. Живут воспоминания в дыму - крошечное прошлое с веками всё бездоннее. Остаться одному, совсем одному... Вот так лежать как трубка на ладони и тихо гаснуть в холодеющем дыму, глазами становясь всё глубже и бездоннее... КОГДА? Не хочется думать, что всё пройдёт, пройдёт бесследно... Утягивает мир под лёд - всплывёт он летом. Однажды лишь заблещет луч в росе, всплывёт он ясным чистым утром и явится во всей своей красе... Хотелось бы, чтоб всплыл не трупом. *** Через джунгли, заросли, чащобу продирается с дубиной питекантроп: "Чтобы выжить, глядеть надо в оба и играть на нервах пиццикато". Смертельные враги твои - наивность и усталость! Свирепы и строги законы джунглей: в силе - свобода и особая сладость, и глаза - как два горящих угля. Продирается из нас наружу питекантроп с глазами горящими злобой, с головой как следящий локатор: "Чтобы выжить, глядеть надо в оба". ДИСКОТИЗМ Вот. Музыка, как вертолёт, падает на толпу, её вращающиеся лопасти срезают головы. Но так даже удобнее танцевать. ИСКУССТВО Очень утомительно - раскрашивать пустоту.