"Тёмный лес" - лафанский журнал. Выходит с 1969-го года тиражом от 4 до 24 экземпля- ров. Данный номер посвящён лафанским литера- турным и прочим событиям 2004-го года. —————————————————————————————————————— В самом-самом конце 2003 г. (так, что ин- формация не попала в предыдущий номер журна- ла) в Лафании изданы "Восьмистишия" Алек- сандра Косарева. В сборник вошло 116 поэти- ческих миниатюр этого автора - ничтожно ма- лая часть творчества поэта. Тираж - 4 эк- земпляра, но по заказу читателей могут быть допечатаны дополнительные экземпляры. 2 января 2004 г. в электронном виде поя- вился в значительной степени дополненный и переработанный вариант работы Юрия Насимови- ча, которая посвящена естественнонаучному объяснению ощущений человека в состоянии клинической смерти. Добавлена глава "Предс- мертный опыт и универсальная информационная система". Мистические представления об этой информационной системе рассматриваются с ра- циональных позиций. 6 января лафанцы обрели "Passion Models" Анатолия Переслегина - очередной диск компо- зитора, предназначенный для распространения на Западе, где музыка данного направления пользуется спросом. Название, наверное, мож- но перевести как "Страстный пересказ [Нового Завета]". В жанровом отношении произведение ближе всего к симфонии, но музыкальный язык современен или даже устремлён в космическое будущее человечества. В середине января 2004 г. тиражом в нес- колько экземпляров опубликована пьеса Надеж- ды Рыжковой "Принцесса Мален". Эта жизнеут- верждающая драматическая сказка написана бе- лым стихом и имеет второе название - "Вхож- дение в чужой бред как лечебная методика". В конце января 2004 г. к опубликованной пьесе Надежды Рыжковой добавилось собрание её стихотворений, в т.ч. несколько поэм. Книга вышла в Лафании тиражом в 3 экземпля- ра. Несколько стихотворений из неё помещены ниже. В феврале Юрием Насимовичем дописаны два сводные конспекта - "Звёзды" и "Звёздные системы" [галактики, скопления галактик и т.п.]. Отныне они существуют в электронном виде, и желающие могут с ними ознакомиться. С начала 2004 г. лафанцы с интересом чи- тают две историко-искусствоведческие книги М.А.Чегодаевой, изданные в последние годы за пределами Лафании: "Там за горами горя... Поэты, художники, издатели, критики в 1916-1923 годах" (СПб, 2002) и "Два лика времени. 1939. Один год сталинской эпохи" (М., 2001). Книги в конце 2003 г. подарены Ю.Н., и желающие могут их прочесть. 7 марта при разборе электронного архива Василия Бейко были найдены его стихи, публи- куемые ниже. Ранее о поэтическом творчестве В.Б. ничего не было известно даже его бли- жайшим друзьям. 20 мая лафанцы обрели 60 экземпляров третьего выпуска "Музы", где помещены их стихи, а также статья Ю.Н. о них. Тираж это- го "Всероссийского литературного альманаха" - 1100 экземпляров. Для Лафании это действи- тельно много. Значит, Россия пока ещё чуть-чуть больше Лафании. Операция по дос- тавке "Музы" героически выполнена Анатолием Переслегиным и Ю.Н. Ко всеобщему прискорбию из-за оплошности главного редактора В.Лебе- динского в альманах не попали стихи Евгения Кенемана, хотя биографическая справка о нём приведена. 30 мая Илья Миклашевский привёз с Кавказа "Литературный Кисловодск" со стихами Юрия Насимовича и своими. Опубликованы "Бешеный сад" и восьмистишия Ю.Н., а также рубаи и другие стихотворения И.М. На этот раз обош- лось без опечаток, правки и прочих стихийных бедствий. 27 августа лафанцы опять отдали стихи в "Музу". По поводу забытых стихов Кенемана редактору был сделан решительный втык, и он слёзно обещал исправиться. В начале октября с Кавказа был прислан очередной номер "Литературного Кисловодска". На этот раз он содержал подборку эпиграмм и фрашек Ю.Н. 1 декабря в "Артклубе" (Б.Овчинниковский 24, с.4) оперным сотовариществом "Собаки Мё- биуса" были с успехом исполнены две миниопе- ры Анатолия Переслегина - "Воскресный визит к психоаналитику" и "Моцарт и Сальери" (либ- ретто Александра Шавердяна). М.БУНИНА. ИЛЛЮСТРАЦИИ К РОМАНУ БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" ———————————————————————————————————————————— МАСТЕР (стихотворение М.А.Чегодаевой) В путь! В путь! В путь! Сердцу стучать невмочь. Книга упала из рук на грудь, Мастер успел только раз вздохнуть - И жизнь закатилась в ночь. Упокой, господи, душу усопшего раба твоего! Конь, конь, конь Стукнет копытом в дверь. Крепко поводья сожмёт ладонь, Воланд в тумане зажжёт огонь - Чёрный огонь потерь. Упокой, господи, душу усопшего раба твоего! Вскачь, вскачь, вскачь Мчится в ночных горах Счёт потерявший земных удач, Счастье и горе, и смех, и плачь - Всё обративший в прах. Упокой, господи, душу усопшего раба твоего! Мастер! Как же вот так - уйти, Жизнь оборвав, самого себя Бросить на пол-пути? Мастер! Смерть промелькнёт как тень! Жизнь бесконечна - сквозь злую ночь Снова прорвётся день! Мастер! Мастер... ИЗ НОВЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ Л.ТЕМЧИНОЙ ———————————————————————————————————————————— ГАРРИ ПОТТЕР Я в бесконечность на метле лечу, чтоб снитч поймать свободною рукою. Я не волшебник, я ещё учусь, и нету ни минуты мне покоя. Есть у меня друзья и есть враги - и в мире волшебства полно коварства, и напрягать приходится мозги, чтоб от судьбы изобрести лекарство. Здесь привиденья чтут вчерашний день, и в зареве, разлившемся повсюду, погибший мой отец - лесной олень - спешит на помощь в трудную минуту. Здесь варит зелья злой профессор Снегг, любимый наш учитель станет волком, и оклеветанный скиталец Блэк под видом пса скрываться будет долго. Витает надо мною дух беды. Преодолеть его смогу не скоро. Но в замке тайные найти ходы мне помогает Карта Мародёров. Дементоры мой охлаждают пыл. Их поцелуй - конец для человека. Но из окна спасённый Клювокрыл уносит в небо Сириуса Блэка. Сова в конверте передаст привет от тех, кто стал необходим и дорог. И пусть надёжных предсказаний нет, я всё же знаю - встретимся мы скоро. 2003 СТИХИ ВАСИЛИЯ БЕЙКО ———————————————————————————————————————————— 7 марта 2004 г. при разборе электронного наследия энтомолога Василия Борисовича Бейко (1953-2004) найдены восемь стихотворений, которые, по всей видимости, ему и принадле- жат. Журнал знакомит читателя с этой наход- кой и приводит доказательства авторства Бей- ко. *** Расцвёл пион И поутру весна слетела с гор На крыльях Поликсены *** Весенний дождь С горы смывает запах кивсяка, Мешая с ароматом сливы *** Весенний гром И лепестков метель вишнёвых Слились в одном порыве грозовом *** Весенний вечер На сухом стволе заснул ксилокопы самец, Как и я, одинок *** Под жарким солнцем Туркестана, Где мера сущему - вода, На малахите адраспана Горит зелёная звезда. Пустыней следуя суровой, Дорогами копытных стад, Ты для друзей - нектар медовый, А для врагов - смертельный яд. Ты расцветая украшаешь С тобой растущую полынь, В огне сгорая, исцеляешь Усталых странников пустынь. Наш труд неблагодарен ныне, Но сердце тянется туда, Где вечным орденом пустыни Горит зелёная звезда. [файл от 12.08.2002] *** Последний луч июльского заката В сиянии зари растаял и погас. Один встречаю праздник Танабата, По-прежнему в плену у Ваших глаз. Всё шире небосвод ночного мира, И хочется, хоть безнадёжен путь, Шагнуть на Звёздный Мост тропою Альтаира, Чтобы в сиянье Веги утонуть. 7.07. 2002 [файл от 29.08.2002] *** Пророчества смысл для многих ясен: Не каждый стареет под гнётом лет, Не надо печалиться - мир прекрасен, А в истинном золоте блеска нет! [другой файл от 3.11.2002] *** Весной слишком долго смотрел на цветы Осенней порой мне осталась Холодная горечь разлуки [файл от 3.11.2002] *** Птицы поют в сосняке придорожном, в синее небо подолгу смотрю... Жить на земле и не петь невозможно, это я точно тебе говорю. Надо друзей выбирать осторожно, но неизменно им сердце дарю. Жить на земле без друзей невозможно, это я точно тебе говорю. Часто мечта понимается ложно, всё же нужны паруса кораблю. Жить на земле без мечты невозможно, это я точно тебе говорю. Сотни ночей я провёл бы тревожно, лишь бы с любимою встретить зарю. Жить на земле без любви невозможно, это я точно тебе говорю. *** Листы теряет каледарь, и новый год сменяет старый, и тигров мне не очень жаль, хотя бы их и меньше стало. Настала заячья пора, и мне под новый год желается успеха, счастья и добра для всех разнообразных зайцев. [Конец 1998 ?] _______________ Первые четыре трёхстишия хранились в од- ном файле, датированном 12-м августа 2002 г. В трёх из них фигурируют названия насекомых (поликсена, ксилокопа) или многоножек (кив- сяк). Такие стихи мог написать только энто- молог, и это главное доказательство авторс- тва В.Б.Бейко. Кроме того, в марте 2002 г. он ездил на Кавказ, и там в это время дейс- твительно были поликсены и упоминаемые вмес- те с ними горные пионы и цветущие плодовые деревья. Об этом сообщил энтомолог А.В.Ком- панцев, путешествовавший вместе с Бейко. Выбор автором формы - японского трёхсти- шия (хайку) - тоже не должен нас смущать. Эта форма в наибольшей степени подходит для передачи впечатлений странника от окружающей природы. Кроме того, Бейко любил японскую поэзию и даже знал японский язык. Вместе с первыми четырьмя хайку хранилось большое стихотворение "Под жарким солнцем Туркестана...", которое в будущем ещё нужно проанализировать. Известно только, что В.Б. много лет работал в Туркестане, да и строка "Наш труд неблагодарен ныне" естественна для энтомолога, посвятившего лучшие годы жизни проблеме приспособления жалящих перепонча- токрылых к среднеазиатским пустыням. Возмож- но, 12-го августа Бейко перенёс в компьютер, причём в один и тот же файл, все стихи, ко- торые были в его полевых дневниках. Написаны они могли быть на Кавказе: о Кавказе - с на- туры, о Туркестане - по воспоминаниям. Стихотворение "Последний луч июльского заката..." датировано 7-м июля 2002 г., а в компьютер перенесено почти через два месяца, т.е., наверное, опять-таки в ходе работы с полевыми записями, но более поздними. Упоми- нание о японском празднике не должно нас удивлять, т.к. В.Б. постоянно пребывал "внутри" японской культуры. Кроме того, в этом стихотворении проявился любитель астро- номии, каким был В.Б. ("Звёздный Мост" - Млечный Путь; Альтаир - "некто летящий", яр- кая звезда летнего неба; Вега - самая яркая звезда северного неба, находится вблизи Аль- таира, составляя "Летний Треугольник"). Не- давняя датировка почти исключает возможность выписки чужого стихотворения из какой-либо книги. В общем, авторство В.Б. и в данном случае не вызывает сомнений. Последующие два стихотворения (четверос- тишие и трёхстишие) находились в двух разных файлах от 3 ноября 2002 г. Доказать авторс- тво В.Б. трудно, но можно указать на единс- тво стиля всех восьми стихотворений и полное их соответствие духовной сути В.Б. Два последних стихотворения переданы ре- дактору "Тёмного леса" М.В.Березиным. Ав- торство В.Б. очень вероятно. Ю.Н. СТИХИ АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛЮКА ———————————————————————————————————————————— ИЗ АРМИИ Я вернулся в Россию, вернулся, я вернулся за болью своей, может, я оттого не загнулся, что увидел косяк журавлей. Плыл косяк над неведомым краем, плыл по осени по золотой, мы когда-нибудь все улетаем от себя, от других - на покой. Я вернулся в Россию, вернулся, плачь не плачь - только радости нет, я опять, как всегда, обманулся, спутав тьму и мерцающий свет. *** Цветок в пустыне рос один, и звался он Гордыней. Ты хочешь жить как господин? Живи один в пустыне. СТИХИ НАДЕЖДЫ РЫЖКОВОЙ ———————————————————————————————————————————— ПРО ЗАПАС Я умру, а любовь моя в мире скитаться останется. Будет место искать, которое ей сродни. Может, ей на снегу замёрзшая птица приглянется, может, к лунной дорожке на чёрной воде потянется. За неё прошу - от боли её охрани. После мёртвой птицы где ты, любовь, поселишься? Никогда не была ты с миром накоротке. На краю дороги засыпано снегом деревце, кружевная тень от веток салфеткой стелется. На снегу лежит умершая с голоду женщина, и кусочек хлеба сжат в холодной руке. Нестерпимо солнце горит, и краски линялые одежонки её неслыханно стали ярки. Улыбаются, как улыбаются губы впалые! Зачерствелые, драгоценные, запоздалые крошки хлеба красная птица клюёт с руки. * * * Сказка кончилась. Ничего мне от счастья не перепало. А когда любовь умирала, это было больней всего. Пробуждаться? Только не в дождь. Что же делать, когда люблю я на стекле водяные струи. Всё стоишь, и смотришь, и ждёшь... Можно вечность вот так стоять (а за окнами ветки, ветер). Умереть - и смерть не заметить. Продолжают капли стекать... Пробуждаться - так только в свет, и не помнить о сновиденьи. А иначе нет пробужденья. Пробужденья, впрочем, и нет, есть лишь смена снов за окном. Было: жизнь и любовь, - осталось; дождь и тополь, - такая малость, дождь и тополь в сердце моём. МОНОЛОГ ЗАКЛЮЧЁННОЙ По городу ночному так томлюсь, что в камере умерших понимаю: хоть так, но выйти на свободу. "Люсь! Не матерись!" На нарах сверху Рая, уныло-флегматичная бабища. За что и как она сюда попала? А черти подхихикивают: "Пища! Три раза в день!" Для сердца это мало. Чтоб сердце было сыто, нужен снег, огни и город, город без предела. Великий праздник - каша из продела! Второй великий праздник - смерть во сне. * * * По кладбищу бреду, почти смеюсь. С тобою о тебе веду беседу. Ты умер утром. Ты придёшь к обеду. Всю жизнь того обеда не дождусь. ЛИСА И СКРИПКА Скрипка. Лиса. Ленты дорог. Странненький натюрморт. Пока лису ловил, продрог. С десяток лисьих морд скачут меж сыром и колбасой. Некогда рисовать. Где уж там! Надо следить за лисой. Прыгнула на кровать. Кровать под нею пустилась в пляс: это скрипка вступила в игру. Бродит по комнате нота ля, чёрную ест икру ложкой из баночки. Никого не осталось на полотне. Взяли с дальнего плана завод и нагрянули в гости ко мне. Завод стоит на столе как торт. Бумажная лента вокруг. Дороги и летом не первый сорт, а теперь - просто вон из рук. Лента дорог, скрип колеса. Колымага вязнет в грязи. Бродский, большак, взгляд бога, леса, поля и всё, что в связи. НОВЫЕ СТИХИ АЛЕКСАНДРА БОГДАНОВА ———————————————————————————————————————————— *** Издалека тебя увижу - и то мне радость. А улыбнёшься мимолётно - уже мне счастье. Тобою просто любоваться - мне как награда. Но большего боится сердце, как злой напасти. Не торопи меня ответом. Больная память ещё сумеет пересилить всю безоглядность. И страх холодною стеною ползёт меж нами. А так... Мне многого не надо, люблю - и ладно. Настанет время - может скоро, и боль отпустит, и я забуду о возможной и прошлой боли, и всё, чего сейчас пугаюсь, приму без грусти, и всё тебе верну с лихвою своей любовью. 2003 *** Мокнет клумба в красно-жёлтых цветах, под дождём угрюмо липы молчат. Ты идёшь домой одна, без зонта, в лёгкой кофточке на хрупких плечах. Над цветочком наклонившись на миг, ты рукой легонько капли стряхнёшь, и цветочек примирится с людьми, что оставили его в этот дождь. Дождь осенний - замерзают цветы, мёрзнут липы, мёрзнут люди, дома. Но теплом с цветочком делишься ты, хоть промокла и замёрзла сама. И цветочек распрямил лепестки, потянулся, вспыхнул тёплым огнём. Он чуть дольше проживёт без тоски, ведь тепло твоё останется в нём. 2003 *** Люди всегда подчиняются символам, бывают при этом страшны и смешны. ... Когда барабан заменяет музыку, люди становятся агрессивными, ведь барабан - это символ войны. 2003 СТИХИ М.БУНИНОЙ ———————————————————————————————————————————— *** Слово тихо прошепчу - стану тем, кем захочу. Лук и стрелы в руки взял - Робин Гудом сразу стал! Бескозырка, воротник - и матросом стал я вмиг. Страшно-страшно зарычал, и свирепым тигром стал. А усы себе приклею - попадётесь Бармалею! *** Как люблю я хохотать, прыгать, бегать и скакать, лазить, спорить и смотреть, рвать, стучать, валяться, петь, дёргать, ныть, бросать, играть, разломать и собирать, говорить, мешать, считаться, обзываться, обижаться, рисовать, читать и есть... Вот как много - всё не счесть! *** Я всегда всех удивляю: супом йогурт заедаю, ем с вареньем холодец, в кашу режу огурец. Ф Р А З Ы Н А Б Л Ю Д Е Н И Я Ю.Н. ———————————————————————————————————————————— Своих предков-обезьян стесняется только тот, кто ещё не до конца вышел из этого сос- тояния. Если муж и жена всё время рядом, они за- гораживают друг другу весь мир. Каждому веку - своя сказка, а истину мы не знаем. Большинство богачей - люди бедные, так как богатство - это когда ты можешь отдать что-то добровольно и бескорыстно. У творческого человека новые знания не прибавляются к прежним, а умножаются на них. Автореферат книги: на примере Вселенной предпринята попытка её осознания, не привед- шая к положительным результатам. Всё, что враждующие политики говорят друг о друге, - правда! Всё, что о себе, - ложь. Представьте себе общество, развившееся до такой степени, что один труженик может кор- мить несколько бездельников. Справедлива ли в этом случае власть большинства? Ю.Н. УРОКИ ЛОГИКИ ———————————————————————————————————————————— Я служу добру, а потому яростно борюсь со злом, и мои главные враги - все эти добряч- ки, мешающие мне бороться со злом. Я хочу, чтобы народ жил хорошо, а для этого он должен осознать, как ему плохо, и поэтому главные враги народа - кто делает жизнь лучше. Я честный человек, а они ворьё, и так как долг честного человека - противодействовать воровству, я всю жизнь только тем и занят, что отворовываю сворованное. Раньше мне было плохо из-за социализма, теперь - из-за капитализма, а вовсе не пото- му, что я сам такой. Я не умею прибирать в квартире, но зато знаю, как навести порядок в стране. Вы говорите, что у меня в квартире грязи и бардака больше, чем в стране. Подождите, вот я приду к власти, и станет наоборот. Я твёрдо знаю, что я умный, а все считают меня дураком, и это означает, что я самый умный, так как я не разделяю их ошибочное мнение. Ю.Н. ЛЮДИ И АНГЕЛЫ ———————————————————————————————————————————— В земных условиях ангелы не могут реали- зовать свою небесную сущность, если кто-то не возьмёт на себя земную составляющую их дел. Мы растём из земли в небо и с усмешкой глядим на ангелов, которых судьба забросила на землю. Отчаявшиеся ангелы падают ниже земных лю- дей. Земное создаётся нашими руками из тысячи мелочей, а небесное даётся в готовом виде, и мы пока не знаем, из чего оно сделано. Учёных презирают за попытки копаться в небесном, но это психология бездельника: труд души не сопровождается трудом ума и рук. Копаться в небесном считается зазорным, но, когда мы вырастим и Небо потребует от нас истинного труда, мы вынуждены будем ра- зобраться в небесном до последнего винтика. М.БУНИНА. ИЛЛЮСТРАЦИИ К РОМАНУ БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" ———————————————————————————————————————————— МАСТЕР (стихотворение М.А.Чегодаевой) В путь! В путь! В путь! Сердцу стучать невмочь. Книга упала из рук на грудь, Мастер успел только раз вздохнуть - И жизнь закатилась в ночь. Упокой, господи, душу усопшего раба твоего! Конь, конь, конь Стукнет копытом в дверь. Крепко поводья сожмёт ладонь, Воланд в тумане зажжёт огонь - Чёрный огонь потерь. Упокой, господи, душу усопшего раба твоего! Вскачь, вскачь, вскачь Мчится в ночных горах Счёт потерявший земных удач, Счастье и горе, и смех, и плачь - Всё обративший в прах. Упокой, господи, душу усопшего раба твоего! Мастер! Как же вот так - уйти, Жизнь оборвав, самого себя Бросить на пол-пути? Мастер! Смерть промелькнёт как тень! Жизнь бесконечна - сквозь злую ночь Снова прорвётся день! Мастер! Мастер... * * * Чужие черты мужские чувствую лицом, кривит твоя усмешка эти губы, и брови удивление твоё приподнимает в чуждом мне рисунке. Заражена тобой... Как матерьял - своим творцом. Во мне ты проступаешь. и кто-то тихонько улыбается внутри, ловя меня - себя - на этом сходстве. *** Папа мой красивей всех, у него весёлый смех. Сяду на плечи к нему - всё увижу и пойму. *** Птицы поют в сосняке придорожном, в синее небо подолгу смотрю... Жить на земле и не петь невозможно, это я точно тебе говорю. Надо друзей выбирать осторожно, но неизменно им сердце дарю. Жить на земле без друзей невозможно, это я точно тебе говорю. Часто мечта понимается ложно, всё же нужны паруса кораблю. Жить на земле без мечты невозможно, это я точно тебе говорю. Сотни ночей я провёл бы тревожно, лишь бы с любимою встретить зарю. Жить на земле без любви невозможно, это я точно тебе говорю. *** Листы теряет каледарь, и новый год сменяет старый, и тигров мне не очень жаль, хотя бы их и меньше стало. Настала заячья пора, и мне под новый год желается успеха, счастья и добра для всех разнообразных зайцев. Конец 1998 ?